Пояснительная записка
На сегодняшний день вопросы физкультурно – оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности нашего ДОУ. Всем известно, что движение - это: - врождённая жизненная необходимая потребность человека; - эффективное лечебное средство, - познание окружающего мира; - важное средство воспитания и общения. Полноценное нервно – психическое развитие ребёнка невозможно без достаточного количества движений. Физическое воспитание детей способствует укреплению здоровья, обеспечению оптимального и гармоничного физического развития, расширению функциональных возможностей развивающегося организма, формированию точных двигательных навыков и основных движений, а также развитию качества движений. Оно помогает выработать у детей привычку к специальным занятиям физическими упражнениями, воспитывает любовь к спорту.
Данная рабочая программа воспитательно-образовательной деятельности инструктора по физкультуре составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобр. № 1155 от 17.10.2013г.);
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 15.05.2013;
- Письмом министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
- Декларация прав ребёнка; - Конвенция о правах ребёнка от 20.11.1989 года;
- Устав ЧДОУ
- Лицензия на право ведения образовательной деятельности 77 ЛО1 № 0007520, рег. №036711 от 29 октября 2015 г. - Должностная инструкция инструктора по физической культуре ДОУ;
- Договор родителей с ДОУ;
- Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения № 37 ОАО «РЖД»;
Воспитательно-образовательная деятельность по образовательной области «Физическое развитие» в ЧДОУ строится на основе ФГОСов; Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», образовательной программы ДОУ, данной рабочей программы и перспективного планирования. Образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности. В перспективном планировании сформулированы цели и задачи, а также изложены формы работы с детьми как под руководством инструктора по физической культуре, так и в различных режимных моментах. Кроме этого, расписано взаимодействие с родителями и специалистами НДОУ, методическая работа инструктора по физической культуре, а также расширение предметно-развивающей среды. В основе перспективного планирования лежит Основная образовательная программа ЧДОУ, которая основывается на базовой примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; также парциально используемых программах - С.Козловой «Я - человек»; М.Ю.Картушиной «Зелёный огонёк здоровья»; С.Я. Лайзане «Физическая культура для малышей»; Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой «Из детства – в отрочество»; В.Т.Кудрявцева «Программа развития двигательной активности и оздоровительной работы».
Задачи перспективного планирования соответствуют задачам воспитания и обучения детей по образовательной области «Физическое развитие», которые содержатся в базовой программе. Расширение базового образования осуществляется за счет использования технологий и методик, которые указаны в информационно-методическом обеспечении перспективного планирования.
Приоритетными направлениями работы ЧДОУ №37 ОАО «РЖД» являются:
• укрепление физического и психического здоровья детей, личностное ориентирование;
• осуществление системы мер, направленных на охрану здоровья и предупреждение возникновения его нарушений,
• обеспечение нормального роста и развития, сохранение умственной и физической работоспособности детей.
Цели и задачи рабочей программы по физкультуре:
Целью физического воспитания является «создание» здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, творческого, гармонически развитого ребёнка.
Оздоровительные задачи конкретизируются с учётом особенностей развития организма ребёнка и направлены на:
- формирование правильной осанки;
- своевременное укрепление опорно-двигательного аппарата;
- формирование мышечного корсета;
- развитие свода стоп;
- укрепление связочно-суставного аппарата;
- развитие гармоничного телосложения;
- регулирование процессов возбуждения и торможения;
- предупреждение утомления;
- укрепление глазных мышц;
- повышение физической работоспособности;
- развитие мышц-разгибателей;
- совершенствование деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
- развитие способности приспосабливаться к меняющей нагрузке;
- развитие подвижности грудной клетки, увеличение жизненной ёмкости лёгких;
- тренировка механизмов терморегуляции;
- обеспечение тренированности нервных процессов;
- совершенствование деятельности двигательного анализатора, органов чувств.
К образовательным задачам относятся:
- формирование двигательных умений и навыков;
- развитие психофизических качеств (таких как быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость);
- развивать морально – волевые качества; - развитие двигательных способностей (функции равновесия, координации движений);
- формирование представлений о развитии разных органов для нормальной жизнедеятельности;
- развивать представление о ценности здоровья;
- развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием здоровья; между занятиями физкультурой и своим самочувствием;
- учить адекватно оценивать своё состояние здоровья;
- знакомить с доступными сведениями из истории олимпийского движения;
- знакомить с основами техники безопасности;
- формировать представление об активном отдыхе;
- расширять представления о пользе закаливающих процедур, видах закаливания;
- расширять представления о рациональном питании.
Воспитательные задачи.
В процессе физического воспитания у детей формируются основы физической культуры
- потребность в ежедневных физических упражнениях;
- навыки рационального использования физических упражнений в самостоятельной двигательной деятельности;
- грациозность, пластичность, выразительность движений;
- двигательное творчество; - навыки самоорганизации, взаимопомощи;
- гигиенические навыки, привычка к самообслуживанию, к помощи воспитателю в проведении и организации разнообразных форм двигательной деятельности;
- воспитывать бережное отношение к своему организму, представление, что полезно, что вредно для него;
- формировать представления о правилах ухода за больным, воспитывать сочувствие к болеющим;
- воспитывать бережное отношение и уход за спортивным оборудованием, приучать к чистоте, порядку, аккуратности.
Принципы физического развития
- всестороннее и гармоничное развитие личности;
- связь физической культуры с жизнь;
- оздоровительная направленность физического воспитания;
- непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
- цикличное построение занятий;
- возрастная адекватность направлений физического воспитания. |