Пояснительная записка
Новые социально-экономические условия функционирования дошкольных образовательных учреждений обусловили необходимость обеспечения современного качества дошкольного образования, внедрения более прогрессивных форм, участия семьи в воспитании детей, повышения ответственности педагогических коллективов за полноценное развитие и благополучие каждого ребенка.
Современная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для развития различных способностей и задатков детей, а особенно, эмоциональной отзывчивости, музыкальных способностей человека.
В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. В соответствии с современной научной концепцией дошкольного воспитания (В. В. Давыдов, В. А. Петровский) разработана рабочая программа по музыкальному развитию детей.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон « Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
2. Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 – 13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15. 05. 2013 года №26.
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17. 10. 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
4. Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности».
Программа составлена на основе:
- образовательной программы ДОУ;
- Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : Мозаика Синтез», 2014 г. (образовательная область «Музыка» для детей дошкольного возраста,
- программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки» Каплунова И. М., Новоскольцева И. А.,
- «Малыш»:Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни) / Петрова В.А. – М.: Центр «Гармония», 1998.
- «Гармония»: Программа развития музыкальности у детей / Тарасова К.В. , Нестеренко Т.В, Рубан Т.Г. – М.: Центр «Гармония», 2000г.,
- «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца» Екатеринбург 1998г.,
- «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах» Н.Г.Кононова «Просвещение», М, 1990г.,
- «Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет» Т. Сауко,А. Буренине, СПБ, 2001г.
- Н.В. Нищева « Примерная адаптационная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР»
Рабочая программа отвечает требованиям ФГОС и возрастным особенностям детей. Программа разработана с учетом дидактических принципов – их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников.
Учебный план состоит из инвариативной (обязательтельной части) и вариативной (формируемой участниками образовательного процесса) части. Инвариативная часть полностью реализует федеральные государственные образовательные стандарты к дошкольному образованию , позволяющая обеспечить реализацию образовательной области «Музыка».
Методологической базой для написания рабочей программы послужили следующие принципы:
1. Принцип создания непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено;
2. Принцип целостного подхода в решении педагогических задач:
а) обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование;
б) претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
в) приобщение к народной культуре.
3. Принцип последовательности, предусматривающий усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания;
4. Принцип соотношения музыкального материала с природным, народным, светским и частично с историческим календарем;
5. Принцип партнерства, благодаря которому группа детей, музыкальный руководитель и воспитатель становятся единым целым;
6. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.
Музыкальный репертуар, сопровождающий образовательный процесс, формируется из различных программных сборников, представленных в списке литературы. Репертуар является вариативным компонентом программы и может быть изменен, дополнен в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей.
|