Четверг
14.12.2017
13:20

RSS
 
Детский сад №37
Главная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПЛАВАНИЮ »
Меню сайта

Категории раздела
Праздники [38]
Мероприятия [61]
Другие новости [29]

      Пояснительная записка

Значительные перемены в жизни нашего общества повлекли за собой большие изменения в сфере общественной жизни, в ценностных установках. Возрастание  ценности жизни, здоровья, активного долголетия и реализация человеческой индивидуальности всё чаще рассматриваются как критерии  социального  прогресса общества.

Формирование  здоровья ребёнка, полноценное  развитие его организма – одна из важнейших проблем современного общества. В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Каждый человек должен уметь плавать, и чем раньше он научится, тем лучше для него. Ведь  умение плавать, приобретённое в детстве, сохраняется на всю жизнь.

Плавание  является уникальным видом физических упражнений, превосходным средством для развития и совершенствования физических качеств ребёнка дошкольного возраста и оказывает существенное влияние на состояние его здоровья, всесторонне  укрепляя  его. Занятия плаванием  имеют огромное воспитательное значение. Они создают условия для формирования личности. А также приобщают детей к спортивному плаванию и другим видам спорта, ориентируют на выбор профессии, хобби.

     Одно из важнейших  значений массового обучения плаванию детей дошкольного возраста – это залог безопасности на воде, осознанного безопасного поведения, а значит уменьшение несчастных случаев, потому что  именно большой процент погибающих  на воде – это дети.

 

Плавание в нашем  ДОУ приобрело большую  значимость прежде всего потому, что  появилась возможность эффективного закаливания детей. Плавательный бассейн является  мощным средством  оздоровления, укрепления и закаливания организма дошкольников: совершенствуется  механизм  терморегуляции, повышаются  иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Также укрепляется  нервная система, крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус  организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость. Плавание  помогает предупредить  многие проблемы со здоровьем. Плавание является адекватной для детского организма физической   нагрузкой, поскольку в цикле плавательных движений напряжение и расслабление  мышечных групп  последовательно  чередуются.  Во время занятий плаванием у детей развиваются культурно – гигиенические  навыки и  навыки самообслуживания, что очень важно для их всестороннего развития.

 

Купание, игры в воде, основы обучения плавательным навыкам  легли в основу  программы  «От ручейка к морю», внедряемой в нашем дошкольном  учреждении. Данная адаптированная   программа составлена на основе  программы   Т.И. Осокиной «Обучение  плаванию  в детском саду»  и имеет   физкультурно – оздоровительную направленность. Это одна из базовых программ, в которой представлена система работы по обучению плаванию детей  2 -7 лет, а также раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики обучения в различных условиях.

 

Ведущая цель  нашего   ДОУ -  создание  благоприятных условий для оздоровления, закаливания и обеспечения   всестороннего развития  психических и физических качеств   в соответствии с возрастными  и  индивидуальными  особенностями  дошкольников.

   Важными задачами программы  являются : в первую очередь  - оздоровление, преодоление водобоязни, освоение основных  навыков  плавания; формирование  психофизических качеств ( ловкости, быстроты, выносливости, силы и др.), воспитание привычки и любви  пользования водой, потребности к дальнейшему освоению водной среды, формирование стойких гигиенических навыков.

   В программе выделена закономерность  поэтапного  формирования соответствующих навыков плавания на основе использования системы упражнений и игр.  Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи физического воспитания решаются на основе приобретения нового социального опыта – освоения водной среды обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребёнка. Предусматриваются основные требования к организации  проведения  плавания, обеспечению мер  безопасности и выполнению необходимых санитарно – гигиенических правил. Программа ориентирует на поддержание  положительного  эмоционального отношения  детей  к занятиям  плаванием на всех этапах обучения – стремлению  к тому, чтобы упражнения и игры в воде  доставляли им удовольствие и радость, побуждали их к самостоятельности, стремлению научиться    плавать, осознавать ценность  здорового образа жизни, бережно относиться к своему  здоровью, знать  правила безопасного поведения.

 

Сроки реализации программы  -  3  года.

В  ДОУ  проводится  систематическая  и   целенаправленная работа в плавательном бассейне по оздоровлению детей и основам обучения плаванию, которая включает в себя следующие  формы:

- групповые занятия по 5 – 6 человек.

- индивидуальные  отработки

- развлечения на воде

- водные праздники

 

Индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода  обусловлено  различным уровнем восприятия детьми водной среды и разным уровнем плавательных навыков воспитанников, поэтому результативность в освоении навыков плавания неоднородна.

   Групповые  занятия проводятся  2 раза в неделю.

Принципы   обучения:

Систематичность  -  занятия  плаванием  должны проводиться регулярно, в определённой системе, потому что регулярные занятия плаванием дают больший оздоровительный эффект, чем эпизодические.

Доступность  -  физическая нагрузка на занятиях по плаванию  должна быть доступна  детям  дошкольного возраста и соответствовать уровням подготовленности, возрастным особенностям.

Постепенность - предполагает постепенное возрастание  нагрузки и требований, соответствующих психологической, физической, координационной  готовности к обучению;

Сознательность и активность  -    предполагает устойчивый интерес и активное участие в занятиях плаванием.

Наглядность  -  предполагает  показ  инструктора, использование  ориентиров, наглядных пособий, образных игрушек

 

Методы  обучения:

Словесные  -. указания,  объяснения, образные выражения  и сравнения, рассказы, беседы, команды, распоряжения.

Наглядные  - показ  изучаемого материала, движения  в целостном  виде ,с разделением  на части, анализ  его с помощью  наглядных  пособий, жестов, видеосюжетов.

Практические: индивидуальная  помощь и страховка,  многократное  повторение    движений, сначала по элементам, а затем  полностью; обучение в облегчённых или усложнённых  условиях, изучение и закрепление в игровой и соревновательной деятельности, выполнение  контрастных  движений, оценка( самооценка) плавательных действий.

 

Основной принцип обучения детей – учить начинать плавать технически верно для того, чтобы заложить  прочную основу для дальнейших занятий, то есть учить детей техничным, экономичным, целенаправленным и целесообразным движениям, а значит, наиболее полезным для здоровья.

Этот принцип  осуществляется  при обучении основам  спортивных  способов или стилей  плавания, начиная с «кроля на груди и спине», а также комбинируя стили, так и при обучении дошкольников прикладным способам плавания.

Навыки  плавания формируются у детей, закрепляются и совершенствуются при использовании  различных средств  обучения  плаванию.

1.Общеразвивающие  и специальные упражнения  «на суше».

- комплексы подводящих упражнений;

- элементы «сухого плавания»

2.Подготовительные  упражнения  на воде; упражнения, знакомящие с водой и её свойствами:

- передвижение по дну и простейшие действия в воде;

- упражнения на дыхание;

- открывание  глаз  в воде;

- всплывание и лежание на воде;

- скольжение по поверхности воды

3 Упражнения для разучивания техники плавания «с опорой и без»:

- движение рук и ног;

- дыхание пловца;

- согласование  движений  рук, ног, дыхания;

- плавание в координации  движений.

4.Игры и игровые упражнения, способствующие:

- развитию умения передвигаться в воде;

- овладению навыком  погружения и открывания глаз;

- овладению выдохом в воду;

- развитию умения всплывать в ровном положении тела и в группировке;

 - овладение лежанием на воде;

-  овладение скольжением.

Каждый элемент техники  изучается в следующем порядке:

- ознакомление с движением на суше;

- изучение движений с неподвижной опорой;

- изучение движений с подвижной опорой;

- изучение движений в воде без опоры.


Большую роль в формировании двигательных навыков плавания играет использование вспомогательного материала и оборудования. Оно помогает разнообразить приёмы и методы обучения, виды упражнений, снять психологическую монотонность повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышая интерес к занятиям, позволяя внедрять дифференцированный подход в обучении. Оборудование должно быть разнообразным, ярким, интересным, удобным в обращении и самое главное – безопасным. Бассейн также  должен быть оформлен таким образом, чтобы вызывать у ребёнка  положительное настроение, желание окунуться в  этот загадочный и пока непонятный, а затем многими горячо любимый мир воды, чтобы ему  самому захотелось  научиться плавать.

Всем этим требованиям отвечает бассейн и оборудование для плавания  нашего  дошкольного учреждения.

Поиск

Календарь
«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта