Вторник
22.09.2020
20:33

RSS
 
Детский сад №37 ОАО "РЖД"
Главная
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [38]

Главная » Статьи » Мои статьи

Оздоровительная функция музыки


               Оздоровительная функция музыки как составляющая системы музыкального воспитания дошкольников

     Новые научные знания о воздействии музыки на физическое и психическое здоровье, на интеллект и эмоции человека позволяют рассматривать музыку как универсальное средство совершенствования его жизнедеятельности.

     Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показал, что за последние десять лет число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, имеющих отклонение в развитии, в 2,6 раза. По данным Всемирной организации здравоохранения только 30% детей можно признать здоровыми, а остальные имеют отклонения в той или иной степени.

      Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни и другие факторы заставляют ребенка реагировать на реальность тревогой и переживаниями, а нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дошкольном возрасте.

       Для эмоционально-эстетической сферы современных дошкольников характерны: снижение эмоционального тона, усиление негативных проявлений, спад в развитии эстетических эмоций и чувств.

        Возникает необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является музыкотерапия как средство гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребенка.

           Крупнейшие древнегреческие философы Пифагор, Платон, Аристотель указывали на лечебные свойства музыки, ее способность устанавливать гармонию в состоянии человека. В трудах Пифагора музыка описывается как источник успокаивающих, умиротворяющих эмоциональных состояний. Аристотель подчеркивал, что музыка освобождает человека от травмирующих психику переживаний.

        Развитие науки привело к постепенному накоплению фактов, подтверждающих убеждения древних в том, что музыка – это мощный источник энергий, распространяющих свое влияние на физическую, духовную и интеллектуальную сферы человека.

         Эффективность музыкального воздействия обусловлена не только эмоциональным воздействием ее на человека, но и биорезонансной сочетаемостью отдельных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма. Мелодичная музыка при  ее прослушивании создает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения.

   Ученые установили зависимость состояния человека от жанра прослушанного  музыкального произведения. При прослушивании рок-музыки преобладают активно агрессивные компоненты, а при прослушивании классической музыки – чувство психологического благополучия и рефлексивных переживаний.

      Сложившаяся система музыкального воспитания дошкольников была направлена в первую очередь на эстетическое развитие детей. Но в современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе играет не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом. Она помогает приобщить ребенка в разным видам деятельности, формирует внимание, развивает музыкальные способности. Коррекционные упражнения под музыку развивают моторную функцию, координацию, формирует правильную осанку, походку. Ритмические движения, речевые упражнения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций как мышление, память, внимание, восприятие. .Музыка способствует раскрепощению слишком замкнутых детей, а у расторможенных, напротив, формирует способность к концентрации.

     Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние всего организма человека, вызывает реакции, связанные с изменение кровообращения, дыхания.

     Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и укрепляет дыхание. Дыхательные упражнения способствуют не только нормальному развитию голоса, но и служат охране голоса от заболеваний.

     Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывают четкость ходьбы и легкость бега.

      Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и вегетативной  сфере.

       Все вышесказанное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки как очень важную в работе с дошкольниками. Еще раз подчеркнем, что музыка  позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные т творческие  возможности ребенка, повышает самооценку, способствует открытому выражению эмоций.

       В работе с проблемными детьми также отмечается значительный эффект от использования музыки: улучшается концентрация внимания и его продолжительность, снижается импульсивность, музыка оказывает успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; улучшается речевая и сенсомоторная функции организма; повышается ориентировка в пространственно-временных отношениях; развиваются познавательные интересы ребенка.

 К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями. Музыкальное сопровождение режимных моментов помогает эффективной работе педагогов. Фоновая музыка – это музыка, звучащая «вторым планом», без установки на осознанное восприятие, на занятиях и в свободной деятельности.

Какие здесь решаются задачи:

-повышение качества усвоения знаний во время непосредственно образовательной деятельности;

-появление интереса к музыкальной культуре;

-активизация эмоциональной отзывчивости  в самостоятельной деятельности;

-проявление творческого самовыражения.

      Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, считается, что ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Интерес к оздоровительным свойствам музыки в настоящее время продолжает расти.




                                  Музыкальный руководитель высшей квалификационной категории

                                                        Струтынская Ирина Александровна

 

 

                                        

Категория: Мои статьи | Добавил: ds37 (16.11.2013) | Автор: Муз. руководитель Струтынская И.А.
Просмотров: 1282
Поиск

Друзья сайта