Суббота
26.09.2020
05:23

RSS
 
Детский сад №37 ОАО "РЖД"
Главная
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [38]

Главная » Статьи » Мои статьи

Проблема леворукости у дошкольников.

         Проблема леворукости у дошкольников. 

В возникновении и происхождении леворукости так много тайн, неизвестного и непознанного, что говорить о леворуких как об однородной категории людей, довольно трудно. 

Пока точно так и неизвестно, почему у большинства людей более ловкой, сильной и точной оказывается правая рука и почему только часть – их зеркальное отражение. Неизвестно почему число левшей увеличивается. Это мы наблюдаем и в нашем детском саду. Если пять лет назад на две логопедические группы (27  человек)  было трое левшей, то в прошлом учебном году их насчитывалось уже семь на 28 человек. Именно все вышесказанное привлекло к данной проблеме наше внимание.

   Леворукость, как правило, определяется в раннем детстве. Так, у леворукого ребенка в первые 3 месяца жизни на левой руке происходит более быстрая потеря рефлексов новорожденного в сравнении с правой рукой.

   В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4 – 5 лет. Начиная с 16 – 20 недель и до 2 лет у ребенка происходят волнообразные изменения рукости. С 2 до 4 – 5 лет руки практически равноценны и одинаково активны, причем большая часть действий совершается обеими руками. Лишь в возрасте 4 – 5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

   Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свои действия. Наблюдения показывают, что одна рука (ведущая) осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет.

   Особенно важно определить ведущую руку перед школой. Переучивание может отрицательно отразиться на росте и развитии ребенка, осложнить процесс адаптации к школе, привести к серьезным нарушениям здоровья, а за год – два до школы можно помочь ребенку преодолеть «навязанное правшество».

   Существует несколько вариантов определения леворукости. В возрасте 5 – 6 лет более эффективно использовать специальные задания.

  В нашем саду мы используем следующие тесты.

      1. «Переплетение  пальцев рук». Предлагаем ребенку сложить руки в замочек. Тест выполняется быстро, без подготовки. Опыт показывает, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей – левой.

   2. «Поза Наполеона» - складывание рук на уровне груди. У левшей, как правило, левая кисть лежит сверху на правом предплечье.

  

3. «Одновременные действия обеих рук» - рисование круга, квадрата, треугольника. Скорость движения и сила ведущей руки больше, чем неведущей. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор, углы не сглажены, точки соединения не расходятся.

  

        4. «Аплодисменты» - при аплодировании ведущая рука обычно располагается сверху.

        5. «Прицеливание». На доске устанавливается мишень. Мы предлагаем ребенку прицелиться, глядя на мишень обоими глазами, через кончик карандаша, который малыш держит в вытянутой руке. Потом ребенок зажмуривает один глаз, затем – другой. Необходимо уточнить, в какую сторону «прыгнула» мишень. Если влево при зажмуренном левом глазе, то левый глаз ведущий, и наоборот.

        6. «Сравнивание пальцев рук». Пальцы ведущей руки обычно на 1 – 2 мм длиннее пальцев на другой руке. У ведущей руки луночка ногтя большого пальца и мизинца больше.

            

У большинства детей результаты тестов не совпадают. Это говорит о том, что они частичные левши.

При выявлении левшества важно провести соответствующую работу с родителями, объяснить проблему, дать рекомендации. Родители должны знать, что нельзя переучивать левшу. Это может спровоцировать развитие нервозности, раздражительности, гипертонуса. Ребенка могут мучить страхи, ночные кошмары, нервные тики, истерики и даже энурез. Переучивание чревато развитием у ребенка комплекса неполноценности. Не стоит акцентировать внимание малыша на своей особенности и ребенок незаметно пройдет все ожидаемые трудности.

   Чтобы облегчить жизнь леворукому ребенку мы придерживаемся определенных правил:

       - рабочие места ребят по возможности организовываем так, чтобы свет падал справа;

       - за столами этих детей усаживаем слева: при таком положении им не мешает правая рука соседа;

       - проводим с леворукими детьми игры, которые развивают координацию движений  пальцев и кистей рук;

       - помогаем детям определиться в выборе ведущей руки при работе с компьютером;

       - используем су-джок массаж, плавание;

       - в рамках подготовки леворуких детей к обучению в школе в саду работает кружок креативного рукоделия, который ведут воспитатели логопедической группы. На занятиях кружка используются разные техники: аппликация, квиллинг, оригами, вышивка.

  Все это помогает леворукому ребенку ориентироваться в «правом» мире и чувствовать себя увереннее.

 

   Учитель-логопед высшей

квалификационной категории

Кондукова С.В.

Категория: Мои статьи | Добавил: ds37 (31.03.2014)
Просмотров: 931
Поиск

Друзья сайта