Вторник
22.09.2020
21:34

RSS
 
Детский сад №37 ОАО "РЖД"
Главная
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [38]

Главная » Статьи » Мои статьи

Психологическая готовность ребенка к школе

Психологическая готовность  к школе

Подготовка к школьному обучению - задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Важно, чтобы пошел ребенок в школу физически крепким, здоровым. Особое внимание в подготовительный период к школе требуется проводить закаливающие процедуры, упражнения по укреплению зрения, голоса, слуха, формирование правильной осанки. Но в первую очередь необходимо позаботиться  о психологической готовности. Требования, которые предъявляет школа к ребенку, значительно отличаются от тех, к которым он привык в детском саду: изменяется социальная позиция. Первоклассник должен быть более самостоятельным, организованным, должен уметь управлять своим поведением, должен быть готов к новым формам сотрудничества с взрослыми. Какие еще качества и умения необходимы  ребенку для успешного обучения в школе?

Ориентиром для родителя может стать  образ школьника, имеющего хорошую психологическую готовность.

Психологический портрет идеального первоклассника

1. Педагогическая готовность:

– звуковая культура речи;

– умение развернуто ответить на вопрос;

– хороший словарный запас;

– навыки рисования;

– хорошая общая осведомленность.

2. Интеллектуальная готовность:

– дифференцированность восприятия как основа мышления;

– развитое воображение;

– хорошая ориентировка в пространстве и времени;

– развитое наглядно-образное мышление (умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, а также умение сравнивать их, видеть сходное и отличное);

– развитая тонкая моторика рук (владение карандашом, ручкой, ножницами, навыки рисования);

– хорошая память;

– развита регулирующая функция речи (выполняет словесные инструкции);

– интеллектуальная активность (умение превратить учебную задачу в самостоятельную цель деятельности);

– предпосылки абстрактно-логического мышления (способность понимать символы, способность сформулировать вопросы, способность самостоятельно рассуждать, находить причины явлений и делать простые выводы).

3. Мотивационная готовность:

– выраженность познавательных интересов;

– стремление освоить роль школьника (хочет ходить в школу, иметь портфель и т. п.);

– принятие системы требований, предъявляемой школой и учителем.

4. Эмоционально-волевая готовность:

– умение управлять своим поведением (на уроке, во время перемены);

– сохранение работоспособности в течение одного урока и в течение учебного дня;

– эмоциональная устойчивость (регуляция эмоций);

– произвольная регуляция внимания (концентрация, устойчивость, переключение внимания);

– умение задерживать свои импульсы (например, не перебивать других в разговоре);

– умение продлить действие, приложив к этому волевое усилие.

5. Коммуникативная готовность:

– желание общаться со взрослыми и детьми;

– умение установить контакт с учителем;

– сохранение чувства дистанции;

– способность к личностному контакту со взрослым (в противовес ситуативному);

– умение устанавливать контакт со сверстниками;

– умение войти  в детский коллектив и найти свое место в нем;

– умение выполнять совместную работу;

– умение поддерживать равноправные взаимоотношения со сверстниками.

 

Чтобы дети в нашем детском саду могли наиболее успешно развивать эти качества, воспитатели, логопеды, психолог, педагоги дополнительного образования  ведут большую работу, реализуя комплексные воспитательно-образовательные программы. Дома, в семье  ребенку будет очень полезна помощь мамы и папы, родных и близких, и чтобы Ваши усилия  по подготовке ребенка к школе были эффективными, Вы можете воспользоваться следующими советами:

1. Начинайте «забывать» о том, что Ваш ребенок маленький.

Давайте ему посильную работу в доме, определите круг его обязанностей. «Какой ты у нас уже большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вынести мусор и т. д.)». Это способствует формированию личностной готовности ребенка к школе.

2. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка в присутствии посторонних. Уважайте чувства и мнения ребенка. На замечания педагогов  отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему».

3. Научите ребенка делиться своими проблемами.

 Постоянно интересуйтесь жизнью ребенка: задавайте вопросы, внимательно выслушивайте его. Каждый день выделяйте время для общения с ребенком - это есть профилактика многих проблем в будущем.

4. Обсуждайте с ребенком конфликтные ситуации, возникшие со сверстниками и взрослыми, искренне интересуйтесь его мнением, только так Вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.

5. Постоянно говорите с ребенком.Развитие речи – залог хорошей учебы. Были в театре, кино – пусть ребенок расскажет, что ему больше всего понравилось, слушайте внимательно. Задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что Вам действительно это интересно.

6. Отвечайте на каждый вопрос ребенка – только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет.

7. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами Вашего ребенка. Видеть мир глазами другого –основа для взаимопонимания.

8. Чаще хвалите, искренне радуйтесь за ребенка: «Молодец, у тебя так здорово получается …(рисовать, рассказывать, считать и т.д.)».

9. Принимайте ребенка таким, какой он есть – со всеми его достоинствами и недостатками. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните – каждый ребенок неповторим и уникален!

10. Любите, любите и еще раз любите своего ребенка (не балуйте, не потворствуйте, а просто любите). Говорите ему об этом.

А для того, чтобы сделать Ваше общение с ребенком  еще более полезным и увлекательным, Вы можете воспользоваться  материалами сайтов, адресами которых мы рады с Вами поделиться. Здесь можно найти много полезной информации о здоровье и развитии детей,  советы авторитетнейших психологов для родителей будущих первоклассников, и полезные развлечения для Вашего ребенка:

  1. Бесплатная электронная библиотека для детей и родителей.

    Здесь можно найти и скачать книги для детей. http://deti-knigi.ru

  2. Дошкольное образование. Сайт предназначен для дошкольников, их родителей, а также воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Здесь можно найти много полезной информации по воспитанию и образованию детей от рождения и до 7 лет, литературу и игры для детей, ссылки на другие ресурсы, а также много просто интересной и занимательной информации. http://edu.rin.ru/preschool/index.html

  3. «Дошколенок». Электронный журнал для детей и родителей, на страницах которого опубликованы материалы для обучения, воспитания и развлечения детей дошкольного и младшего школьного возраста, собранные по тематическим разделам: развитие речи, веселый счет, изостудия, психология, игры и конкурсы, будь здоров. На сайте также можно подписаться на рассылку «100 развивающих и обучающих игр для детей».http://www.kindereducation.com

  4. Созидание талантов. Сайт Общества раннего детского обучения, создаваемый психологами, журналистами и педагогами и содержащий различные материалы для родителей, интересующихся вопросами раннего обучения и развития детей. Статьи, публикации и обсуждения разбиты на соответствующие разделы: цели и задачи; профессия:родитель; созидание талантов; родительский тест; детский психолог и др. http://talant.spb.ru

  5. Российский общеобразовательный портал http://school.edu.ru/

  6. Русские народные сказки для малышей. Иллюстрированная коллекция детских сказок: Баба Яга и ягоды, Гуси-лебеди, Колобок, Крошечка - Хаврошечка, Репка, Теремок, Несмеяна - царевна, Каша из топора и др. http://beautiful-all.nm.ru/Skazki/skazki.html

                                              Материал подготовлен педагогом-психологом детского сада

                                                                                          Еленой Михайловной Багдасарян

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ds37 (09.02.2015)
Просмотров: 719
Поиск

Друзья сайта