Среда
17.10.2018
10:14

RSS
 
Детский сад №37 ОАО "РЖД"
Главная
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [38]

Главная » Статьи » Мои статьи

Средства предупреждения плоскостопия у дошкольников

Стопы, благодаря своему уникальному строению и возложенным на них функциям, оказывают непосредственное влияние на весь организм. Детская стопа по сравнению со взрослой коротка, широка, а в пяточной области сужена. Пальцы расходятся тогда как у взрослых они плотно прилегают друг к другу. Объём движения детской стопы больше, чем взрослой, вследствие значительной эластичности мышечно - связочного аппарата. Поэтому детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскокам с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются и легко подвергаются деформации. Длительная чрезмерная нагрузка ведёт к переутомлению мышц и к стойкому опущению стопы.

Основной причиной развития плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода. Но причиной плоскостопия может стать и тесная обувь, особенно с узким носком или высоким каблуком, с толстой подошвой, так как они лишают стопу её естественной гибкости.

В раннем возрасте малоподвижная форма плоскостопия обычно безболезненна, в дальнейшем же, по мере роста ребёнка, этот недостаток может увеличиться и причинить много неприятностей.

Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки. При плоскостопии, сопровождающемся уплотнением свода стоп, резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, становится трудно ходить. Плоская стопа характеризуется опусканием её продольного или поперечного свода, а в дальнейшем появляются тягостные симптомы: быстрая утомляемость и боли при ходьбе и стоянии. Поэтому, начиная с раннего возраста, особое внимание необходимо уделять профилактике деформации стоп.

В основе профилактики лежит, во - первых, укрепление мышц, сохраняющих свод, во - вторых, ношение рациональной обуви и, в – третьих, ограничение нагрузки на нижние конечности.

Главным средством профилактики плоскостопия является специальная гимнастика, направленная на укрепление мышечно - связочного аппарата стоп и голени, увеличивающая общую и силовую выносливость мышц. Она улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод стоп. Такие виды движения, бег , прыжки через скакалку, поскоки не только хорошо воздействуют на весь организм, повышая его физическую работоспособность, но и служат эффективным средством, предупреждающим образование плоскостопия. Прекрасный эффект даёт массаж стоп с использованием особых предметов: камушков, деревянных палочек, мешочков с песком, шнуров, шипованных валиков и мячиков, набивных мячей, наклонных досок и лестниц, разнообразных специализированных ребристых поверхностей, массажёров для стоп и т.д.; также упражнения с сопротивлением и отягощением (собирание и раскладывание лежащей на полу скакалки, верёвки; ходьба по ободу обруча, гимнастической палке, по канату, на наружных сводах стоп, захватывая край скамейки, ношение любого мелкого предмета в согнутых пальцах стоп, повороты стопы вперёд – назад, вправо - влево, ходьба на носках в медленном темпе с различным положением рук.

Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно - оздоровительной работы, как в специально -организованной деятельности, так и в самостоятельной двигательной активности.

Гимнастику для стоп можно проводить:

- во время утренней зарядки;

- разминки физкультурных праздников и досугов;

- во время физкультминуток;
- во вводной и заключительной частях физкультурных занятий;

- игровой деятельности;

- на прогулке.

Продолжительность такой гимнастики невелика, а оздоровительный эффект очень большой.

В гимнастику для стоп включаются упражнения из разных исходных положений, но особенно полезны упражнения из положений сидя и лёжа.

Хорошо, когда такая гимнастика сопровождается стихами или потешками. Дети, повторяя запомнившееся четверостишие, с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту, и в самостоятельной игровой деятельности.

 

Предлагаем  комплексы  упражнений:

 

«Часы»

Исходное положение: стоя.

 

Стрелки в часиках живут

И по кругу всё идут (дети ходят приставным шагом по ободу лежащего на полу обруча)

 

Сосчитают все минутки,

Дважды круг пройдут за сутки.

 

«Шли бараны по дороге»

 

Шли бараны по дороге,

Ходить на носках.

 

Промочили в луже ноги.

Ходить на пятках.

 

Раз, два, три, четыре, пять.

Приподниматься на носки вместе или поочерёдно.

 

Стали ноги вытирать -

Кто платочком, кто тряпицей,

Кто дырявой рукавицей.

Средней частью правой стопы (подошвы) скользить по внутренней стороне голени левой ноги от стопы к колену :ступня как бы обхватывает голень. То же левой ногой. Упражнение выполняется 6 – 8 раз.
 

«Весёлые гуси»

 

Исходное положение - сидя на стуле.

 

Жили у бабуси

Два весёлых гуся –

Поджимать и выпрямлять пальцы ног.

 

Один серый, другой белый,

Два весёлых гуся.

Приподнимать от пола сначала носки, потом пятки.

 

Вытянули шеи,

У кого длиннее.

Приподнимать и одновременно разводить пятки в стороны.

 

Один серый, другой белый,

У кого длиннее?

Приподнимать и одновременно разводить носки в стороны.

 

Мыли гуси лапки

В луже у канавки

Вращать стопы в разные стороны с небольшим усилием на большой палец.

Один серый, другой белый

Спрятались в канавке.

Поджимать пальцы, удерживая ноги на внешнем крае стопы, под стулом.

 

Вот кричит бабуся

Разводить врозь сначала носки, потом пятки.

 

- Ой, пропали гуси - один серый, другой белый,

Гуси мои, гуси!

 

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Поджимать и выпрямлять пальцы ног, продвигая по очереди стопы вперёд, не отрывая их от пола.

 

Один серый, другой белый,

Кланялись бабусе.

Приподнимать от пола носки.

 

«Зарядка».

 

Наши ножки с утра делают зарядку.

Вот так встанут на носочки, а потом на пятки.

Приподниматься на носки с переносом тяжести тела на пятки.

 

На носочках постоим, вместе вдаль все поглядим.

Приподниматься на носки с одновременным разведением пяток.

 

Опускаемся на пятки, танцевать начнём вприсядку.

Приседать на полной стопе.

 

Снова на носках стоим, право, влево поглядим.

Приподниматься на носках.

 

Опускаемся на пятки, мы закончили зарядку.

Опускаться на всю стопу, топая пятками.

 

«Мы - массажисты».

 

Наши маленькие ножки всё шагали по дорожке.

Шагать на месте возле стула.

 

Через мостик перешли.

Шагать на пятках на месте.

Перешагивать через стул.

 

По тропиночке прошли.

Ходить на носках вокруг стула.

Но устали наши ножки,

Отдохнуть хотят немножко.

 

Ногу на ногу кладём, и стопу свою берём.

Сидя на стуле, удобно положить левую стопу на ног .Подвинуть стопу поближе к себе.

 

Чтобы ножки нам размять, мы их будем растирать.

Массировать подошву от пятки к пальцам.

 

Так, от пальчиков до пятки, массируем все бугорки, ребятки;

А теперь, наоборот, трём от пяточки вперёд.

Массировать подошву от пяток к пальцам.

А сейчас на каждый пальчик

Мы наденем свой кафтанчик.

Разминать каждый пальчик.

 

Ножку левую размяли и нисколько не устали.

Ножку правую берём, на коленочку кладём.

И теперь для этой ножки снова мы массаж начнём.

Повторить все действия для правой стопы.

 

«Подготовка зайцев к бегу»

Зайцы: «От лисы чтоб убежать, будем лапы разминать!»

И.п.: сидя.

Дети кладут согнутую в колене левую ногу на правую. На правой руке сгибают пальцы, делая «щёточку», и проводят энергично ими по ступне левой ноги:

  • ладонью правой руки энергично трут ступню левой ноги;
  • двумя руками разминают пальцы левой ноги;
  • правой рукой разминают пятку левой ноги;
  • шевелят пальцами левой стопы;
  • ладонью правой руки поглаживают ступню левой ноги;
  • обеими ладонями поглаживают голеностопный сустав;
  • топают ногой по полу.

Повторяют всё с правой ноги.

 

«По дороге»

И.п.: стоя

По таинственной дороге шли таинственные ноги.

Ходьба вперёд – назад на носках, сохраняя правильную осанку.

 

По большой дороге шагали наши ноги

Ходьба выпадами с носка вперёд – назад.

 

По пыльной дорожке шагали наши ножки.

Стопами «разгребать» пыль в одну и другую стороны поочерёдно

 

А маленькие ножки бежали по дорожке.

Быстрые шаги на месте, е отрывая носки от пола.

 

На узенькой дорожке устали наши ножки.

Ходьба со сведёными носками ног.

 

Усталые ножки шли по дорожке.

Ходьба с перекатом пятки на носок, держа туловище прямо.

На камушек мы сели, сели, посидели.

Сидя ,поднимать и опускать носки ног, не отрывая пяток от пола.

 

Ножки отдыхают, мышцы расслабляют.

Погладить мышцы ног и ступней.

 

 

Игра - соревнование

«Каракатица».

 

И.п. – сидя на ягодицах, ноги, согнутые в коленях, выдвинуты вперёд, руки в упоре сзади. По сигналу, ребёнок, опираясь на кисти рук и пятки, двигается до ориентира и обратно, стараясь не прекращать перекатывать стопами массажный мячик или гимнастическую палку.

 

 

 

Упражнения по коррекции плоскостопия

 

 

  1. «Каток» - сидя, катать мяч, скакалку сначала одной, затем другой ногой.
  2. «Буксир» - сидя на полу, ноги согнуть, пятки плотно прижать к полу и не отрывать от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ноги подтащить под пятки разложенную на полу салфетку, на которой лежит какой – либо груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  3. «Маляр» - сидя на полу с выпрямленными ногами( колени выпрямлены), большим пальцем одной ноги провести по подъёму другой (от большого пальца к колену), повторить 3 – 4 раза.
  4. «Сборщик» - сидя с согнутыми коленями, собрать пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные по полу и сложить их в кучки. Другой ногой повторить то же самое. Затем без помощи рук переложить эти предметы из одной кучки в другую.
  5. «Художник» - сидя на полу с согнутыми коленями, карандашом, зажатым пальцами ноги, рисовать на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой. То же выполняется просто пальцами ног по полу.
  6. «Гусеница» - сидя на полу с согнутыми коленями, сгибая пальцы ног, подтягивать пятки вперёд (пятки прижимать к пальцам ) до выпрямления ног. Пальцы расправить и движение повторить (имитация движения гусеницы). Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.
  7. «Кораблик» - сидя на полу с согнутыми коленями, прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно выпрямить колени. Придать ступням форму кораблика.
  8. «Дворник» - сидя на полу с согнутыми коленями, поставить подошвы ног на пол на расстоянии 20 см. Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а потом разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте.
  9. «Мельница» - сидя на полу, ноги выпрямить. Описывать ступнями круги в разных направлениях.
  10. «Автоматическая дверь» - стоя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.
  11. «Барабанщик» - сидя на полу, колени согнуть. Стучать по полу только пальцами ног, не касаясь пятками.

12. «Стрелок »- захват предметов пальцами ног, удерживание и отбрасывание их.

 

Инструктор по физической культуре Краснова Н.А.

Категория: Мои статьи | Добавил: ds37 (27.03.2018)
Просмотров: 41
Поиск

Друзья сайта